Прячущие деньги в Швейцарии не понимают России
(Игорь Мальцев специально для газеты ВЗГЛЯД)
Московоцентричность восприятия, свойственная всяким новым СМИ — это такие пережитки советской власти. Потому что когда-то все было совсем по-другому. И другие города России – все, что не Москва и не Санкт Петербург – не воспринимались как младшие больные братья. Вообще все было по-другому – само восприятие страны было другое.
Например, Нижний Новгород – это же один из центров русской промышленной революции. И знаменитая ярмарка – только штрих. Вот Рукавишников, заработав кучу денег, почему-то не вез их за границу, чтобы купить домик в Белгравии и смотаться, если что. Строил дома в стиле модерн для образования рабочих, приглашая самых модных архитекторов типа Шехтеля. Даже в Москву не вез. Потому что не считал Нижний каким-то далеким от центра всего местом. Что хорошего построили в городах России какие-нибудь интернационалисты из «Альфа-банка»? Ничего личного. Просто вопрос.
Или вот, скажем, жил в семнадцатом веке Семен Дежнев, который нанялся в Тобольск, а потом служил в Енисейске, а потом в Якутском остроге. А потом открыл Колыму. А потом выяснил, что между Азией и Северной Америкой есть пролив. Вот где на этой жизненной карте великого Дежнева – Москва? Нету ее. А Россия – есть.
Или, скажем, город Рыльск. Там жил и работал купец Григорий Шелихов. Начал торговать с Сибирью (без факсов, телефона, телеграфа и налоговиков за спиной). А потом бац – он уже мореплаватель и основывает поселение на Аляске.
Или город Тотьма посреди вологодских лесов. Тамошний мещанин Иван Кусков – основатель и первый начальник форта Росс – того, который в Калифорнии. На старости лет вернулся на родину с индейской женой. В ту самую Тотьму, где существовала мореходная школа (посреди, напоминаю, тайги) и собственный архитектурный стиль – тотемское барокко.
Я уже не говорю про литературу, потому что не Москва – колыбель русской литературы, а такие города, как Льгов (Асеев, Гайдар), Елец (Пришвин, Бунин) и так далее. Вот ты, читатель, когда был последний раз в Ельце, где стоит пришвинско-бунинская гимназия, которую построил еврейский бизнесмен Самуил Соломонович Поляков? Зачем Поляков строил школы по России, а не прятал от налогов деньги в Швейцарии? Когда поймете – приходите. Может, вы тогда поймете, что такое реальная Россия, не выдуманная.